Пятница, 26 апреляUspeaker - обучение эффективному общению

Чем отличаются жесткие и мягкие навыки и какие указывать в резюме

В объявлении о приеме на работу работодатель обычно точно указывает, какого специалиста он ищет. Поэтому важно указать в своем резюме какими навыками вы обладаете. Существуют «жесткие» и «мягкие навыки», а именно soft skills и hard skills. Давайте разберемся, что это такое.

hard skills и soft skills

Hard skills

Hard skills («жесткие навыки») — это те навыки, которые можно измерить. Каждый из нас имеет определенное образование, опыт и конкретные навыки. Это и есть hard skills, которые, согласно Википедии, тождественны профессиональным компетенциям, то есть набору знаний и навыков, позволяющих эффективно выполнять задачи на данной рабочей позиции, подтвержденные документально.

hard skills с примерами

Например, после сдачи экзамена по вождению вы получаете документ, который разрешает вам управлять автотранспортом и подтверждает, что вы обладаете необходимыми навыками в этой области. Другой пример — после окончания языковых курсов, например, английского языка, вы получаете сертификат или другой соответствующий документ, подтверждающий, что вы посещали такие занятия. Т. е. в эту группу входят приобретенные знания и навыки.

Примеры «жестких навыков»:

  • Знание иностранных языков.
  • Умение использовать программное обеспечение, например, пакет программ Adobe.
  • Навык вождения.
  • Обслуживание кассового аппарата.
  • Способность контролировать техническое состояние механических узлов и заменять изношенные элементы, такие как: масла, жидкости, фильтры.
  • Умение организовывать свадебные приемы, создавать декорации, планировать мероприятие.
  • Создание плакатов, рекламных слоганов, веб-сайтов.
  • И другие профессиональные компетенции.

Когда вы просматриваете вакансию о работе, вы фактически оцениваете свои hard skills, насколько они соответствуют требованиям. Безусловно, трудно претендовать, например, на должность юрисконсульта в юридической фирме, если вы не имеете соответствующего образования и опыта. Точно так же вы не станете откликаться на объявление транспортной компании о поиске профессиональных водителей с водительскими правами категории В, если у вас их нет.

Читайте также  Как на собеседовании доказать, что вы лучше других кандидатов

«Жесткие навыки» считаются основными, поскольку от них зависит, будет ли вообще рассматриваться ваше резюме.

Soft skills

С soft skills («мягкие навыки») дело обстоит иначе. В последнее время все больше работодателей ценят «мягкие навыки» и ищут сотрудников, обладающих ими.

личностные и межличностные навыки

Что такое soft skills? В отличие от «жестких навыков», «мягкие навыки» не поддаются измерению. Это означает, что работодатель должен проверить, например, путем организации ролевой игры, сможет ли кандидат справиться с должностью, на которой необходимы такие навыки.

«Мягкие навыки» часто также называют личностными и межличностными навыками. Это качества и социальные навыки, которые определяют, как вы ведете себя, общаетесь с другими людьми или организуете свою работу. Вы все еще не уверены в том, что это за качества? Посмотрите на примерный список «мягких компетенций».

Примеры «мягких навыков»:

  • Напористость,
  • Коммуникабельность,
  • Стрессоустойчивость,
  • Творческое мышление,
  • Умение работать в команде,
  • Самодисциплина,
  • Лидерские качества,
  • Позитивное мышление,
  • Аналитическое мышление,
  • Самоорганизованность,
  • Адаптивность,
  • Ответственность.

мягкие навыки

До недавнего времени подобные «мягкие навыки» не принимались во внимание в такой степени, как сегодня. В настоящее время работодатели все больше ценят именно такие компетенции. Возможно, потому, что зачастую проще обучить сотрудника «жестким навыкам», чем с самого начала формировать и инвестировать в его soft skills. И как показывают исследования рынка,  спрос на «мягкие навыки» постоянно растет.

Отличным примером должности, где полезны «мягкие навыки», является продавец. Подобный специалист должен взять на себя инициативу и предложить товар клиенту или подождать, пока тот определится со своими потребностями, а затем порекомендовать ему конкретные товары. В этом случае также важно уметь справляться с трудными ситуациями и стрессом, а также быть динамичным, т. к. продавец не может сосредоточиться только на обслуживании одного клиента.

Как развить мягкие навыки?

Прежде всего, через ежедневную практику, контакты с другими людьми, наблюдение и анализ своих реакций в социальных контактах. В отличие от «жестких навыков», это не те навыки, которым можно научиться по книгам.

Читайте также  Почему вы хотите работать именно у нас?

Интернет изобилует различными видами тренингов по развитию «мягких навыков». Лучше всего выбирать те, которые проводят профессиональные тренеры. Тренинги часто проходят в малых группах, в которых разыгрывается заданный ситуационный сценарий. Такое упражнение позволяет участникам избавиться от нежелательных реакций и сформировать важные навыки межличностного общения.

Мягкие и жесткие компетенции — как включить их в резюме?

Каждый человек обладает определенными «мягкими» и «жесткими компетенциями», поэтому, чтобы повысить свои шансы среди конкурентов, вы должны постараться сделать их уникальными. Но будьте честны и не пишите, что обладаете какими-то компетенциями, если это не соответствует действительности. Вы так себя только подставите. Вам будет неуютно, если вы не сможете их подтвердить во время работы. Да и работа не будет вам нравится, если не подходит под ваши реальные soft skills.

Постарайтесь заранее продумать, как вы сможете их обосновать, если во время собеседования вас попросят привести пример из вашего опыта.

Кроме того, не забудьте убедиться в том, что эти навыки максимально актуальны для конкретной вакансии, прежде чем указывать их в своем резюме.

Опишите свои навыки в разделе «Навыки» на первой странице резюме. Работодатели редко читают вторую страницу присланного резюме. Всегда старайтесь соотнести описание своих навыков с предложением о работе. Таким образом, работодатель сразу увидит, что вы хороший кандидат, и вы не отправляете одно и то же резюме во все компании.

Старайтесь не писать общие навыки, которые есть почти у каждого кандидата. Например, вместо «Знание Office» стоит перечислить программы из пакета, которые вы знаете, и описать, что вы можете создать с их помощью. Например, «Умение создавать таблицы и диаграммы в Microsoft Excel».

В случае твердых навыков, очевидно, что следует перечислить любые достижения, которые подтверждены документально или являются конкретным приобретенным навыком. Например, знание итальянского языка (сертификат B2), Excel, Word, создание мультимедийных презентаций (PowerPoint, Prezi), водительские права и т.д.

Читайте также  Как выигрышно описать свои навыки в резюме, чтобы заинтересовать работодателя

Вот примерный список компетенций, которые особенно ценны для работодателей. Их можно включить в свое резюме:

Логическое и критическое мышление

Современные передовые технологии требуют от человека умения быстро и аналитически мыслить. Работник, способный критически и логически подойти к решению проблемы, высоко ценится на рынке труда.

Гибкость и креативность

Это важная «мягкая компетенция», потому что сегодня, когда рынок динамически меняется, очень важно быть открытым к изменениям, новым решениям и создавать новые, инновационные услуги или продукты.

Коммуникативность

В большинстве профессий работа основана на сотрудничестве с другими сотрудниками. Важно иметь способность эффективно общаться и разрешать разногласия в группе. Потенциальный работодатель знает о важности командной работы и оценит ее по достоинству.

Трудолюбие, стремление к развитию

Работодатели высоко ценят сотрудников, которые готовы постоянно совершенствовать свои навыки. А именно посещать курсы, тренинги, развивать навыки работы с новым программным обеспечением и т.д. Трудолюбие, инициативность и желание работать сделают такого кандидата более востребованным в глазах работодателя.

Позитивное отношение

Позитивный настрой заразителен и оказывает большое влияние на настроение и энергию других членов команды. Это помогает снизить риск конфликтов в коллективе, а также с большей готовностью выполнять порученные обязанности.

Комбинируйте навыки, чтобы получить работу

На какую бы должность вы ни претендовали, вполне вероятно, что работодатель будет ожидать от вас наличия как «жестких», так и «мягких навыков». Последнее также можно развить — сегодня существует множество тренингов и курсов, которыми вы можете воспользоваться. Сочетая в резюме hard и soft skills, вы имеете наилучшие шансы найти работу, т. к. они влияют на качество нашей работы и ее эффективность.