Пятница, 3 декабряUspeaker - обучение эффективному общению

Как научиться остроумно отвечать на оскорбления агрессора

В этой статье мы поговорим о том, как правильно реагировать на оскорбления. Вы узнаете, как вести себя в ситуациях, когда по вас прохаживаются «танком».

Почему люди прибегают к оскорблениям?

начальник орет на подчиненных

Они ведут себя так, потому что чувствуют, что их достоинство в чем-то унизили. И чаще всего это происходит бессознательно. Они стремятся почувствовать себя более значимыми, повысить свою самооценку. И если не получается возвысить себя с помощью прокачки своих личностных качеств или умений, они стараются принизить других. Таким образом, чужие достоинства не так коробят. Намного легче критиковать и оскорблять других, чем признать свое несовершенство.

Как чаще всего люди реагируют на оскорбления?

В большинстве на оскорбления люди реагируют двумя способами:

  • 1 способ — это оскорбить в ответ. И тогда диалог строится по сценарию: ты дурак — сам дурак.
  • 2 способ — это обидеться и выбрать позицию жертвы. Человек обижается, поджимает губы, уходит, «гордо» подняв голову и размышляет часами, как же могли так несправедливо, так незаслуженно унизить его честь и достоинство.

Выбор первого или второго способа поведения — это заранее проигрышный вариант. Потому что когда вы оскорбляете в ответ, у вас вместо конструктивного диалога начинается соревнование, кто кого побольнее заденет. А если вы обиделись, проглотили оскорбления, ничего не сказали, а просто убежали, то это еще худший вариант. В итоге вы копите в себе обиды и страдаете все больше и больше.

Действенные варианты, как можно осадить провокатора

А как можно остановить обидчика, который вдруг решил поизмываться над вами?

  • Остановить его можно треснув его голове или дав в морду. Это рабочий вариант, но по понятным причинам он не подходит здравомыслящему человеку. Есть риск получить по лицу в ответ или бегать по судам, когда будет написано заявление о побоях.
  • Второй вариант — остановить злодея силой своего ума и слов. Это более сильное проявление, чем просто помахаться кулаками или опуститься до оскорблений. Для этого вам потребуется некоторое самообладание и умение держать свои эмоции под контролем.

Умение загасить перебранку, остановить словом и вывернуть ситуацию себе на пользу — это очень крутой навык, который не раз пригодится вам по жизни. И если вы сможете его в себе развить, то будете успешны в тех ситуациях, в которых раньше терпели поражение.

Читайте также  6 потенциальных тем для разговора с малознакомыми людьми

Как реагировать на слова агрессора?

Вам нужно сделать так, чтобы провокатор сам почувствовал себя идиотом и пожалел, что начал к вам приставать. Как только он поймет, что не справляется со словесной баталией, он постарается найти предлог, чтобы от вас сбежать. Например, он скажет, что у него нет времени с вами сейчас разбираться, потому что у него вдруг срочно нарисовалось неотлагательное дело. Или придумает другой за уши притянутый предлог спастись от вас.

спокойный человек останавливает агрессора

Итак, переходим к практическим техникам.

1. Нет оправданиям

Запомните правило: не оправдываться в подобных ситуациях. Самая большая ошибка — это начать оправдываться. Если вас в чем-то обвиняют, то не вздумайте оправдываться. Если вас обзывают жирным, то не нужно объяснять, что у вас медленный обмен веществ, так генетически сложилось. Не надо этого делать.

В тот момент, когда вы начали оправдываться, нападающий на вас человек почувствует вашу слабину и начнет измываться с удвоенной силой. Так исторически сложилось, что чаще всего оправдывается тот, кто виноват. А виноватых порой бьют, если не палкой, так словом.

2. От частного к общему

Это простая техника, которую можно использовать, чтобы обезоружить любого оппонента, желающего позубоскалить в ваш адрес. Переводите все оскорбления из частного к общему.

Например, вам говорят, что вы глупый. И вы отвечаете: «Да, действительно, некоторые люди очень глупые». Т. е. переводите фокус внимания с себя на некоторых людей. При этом можно многозначительно и улыбкой посмотреть на провокатора. Он попытается развить тему и скажет, что вы чего-то не догоняете. И тогда вы говорите: «Да, я согласен, некоторые люди чего-то не догоняют».

Если вы примените данную технику, то ваш обидчик почувствует свою шаткую позицию. У него будет разрыв шаблона. Как же так, вас оскорбляют, а вы не оскорбляетесь. Он почувствует, что что-то тут не так, что-то идет не по плану. Никакому злопыхателю не хватит ума, чтобы сообразить, как вывести вас из себя.

3. Атака вопросами

Получи фашист гранату или, иначе говоря, забросайте противника вопросами. Это тоже действенный вариант, как выбить устойчивую землю из-под ног оппонента.

Предположим, вы подвергались атаке с чьей-то стороны и слышите о себе, что вы последний лузер. Начните закидывать его вопросами. И вишенкой на торте будет, если вы сместите акцент с себя на него и заставите уже его оправдываться. Например:

  • Почему так считаешь?
  • На чем основано твое мнение?
  • Как ты пришел к такому выводу?
  • Ты можешь аргументировать?
  • Что ты еще можешь сказать по данному поводу?
  • Ты всех людей считаешь лузерами?
  • Считаешь ли ты лузером себя?

Все, ваш оппонент попался. Теперь он уже оправдывается, что не считает всех людей таковыми и объясняет, почему он не лузер.

Читайте также  7 золотых правил, как критиковать людей и не выглядеть тираном

Даже если не смещать акцент в конечном итоге на него, эта методика тоже работает. Сначала он попытается ответить на первый вопрос, потом, может быть, еще на несколько. А далее он просто задолбается отвечать и захочет от вас сбежать, конечно же, под благовидным предлогом.

4. Доведение ситуации до абсурда

Суть методики в том, чтобы якобы согласиться с тем, в чем вас обвиняют, а потом довести это до абсурда.

Предположим вас обвиняют в недостатке ума, т. е. говорят, что вы не очень умный. В ответ вы говорите: «Да, действительно, до Николы Теслы и Альберта Эйнштейна я, возможно, не дотягиваю». Или вам говорят, что вы нищеброд. Тогда можно ответить: «Да, действительно, на  Lamborghini Veneno Roadster я пока не заработал».

Это очень простая и удобная тактика. Вы как бы соглашаетесь, не спорите, не ругаетесь, но в то же время и не уничтожаете себя, а доводите ситуацию до абсурда. Есть очень много людей, которые, возможно, и не дотягивают до Теслы или Эйнштейна, но являются обладателями острого ума, высокого интеллекта. Также есть куча дорогих машин, хоть их стоимость гораздо скромнее, чем Lamborghini Veneno Roadster, цена которой около 350 миллионов рублей.

5. Говори-говори, не останавливайся

Это техника похожа на активное слушание, только задача у нее совершенно другая. Здесь не преследуется цель — внимательно выслушать, понять и простить. Нужно замучить своим якобы интересом и создать ситуацию, когда ему не хватит времени для обдумывания своих слов.

Если на вас наезжают, то сделайте сосредоточенное лицо и всем своим видом покажите, что вам очень интересно, что он говорит. Скажите оппоненту: «Это очень интересно. А что еще можешь сказать по данному поводу? А почему ты замолчал?». Начните торопить его, подгонять подобным образом, чтобы он продолжил свою речь. Вы ставите уже его в стрессовую ситуацию, не даете время на размышление. В итоге он начнет запинаться, путаться в словах и постарается от вас отделаться.

6. Я-утверждения

Данная техника подойдет в том случае, если в ваш адрес кто-то что-то ляпнул, не желая вас оскорбить. И вы не хотите сильно обижать человека в ответ, так как неплохо к нему относитесь. Но не нужно делать вид, что все нормальны, вы ничего не слышали. Человек сначала нечайно что-то ляпнув, но видя, что вы это схавали, решит, что с вами такое прокатывает, с вами можно так себя вести. Причем он может делать это не со зла. Просто он видит, что вас якобы это не задевает. Мы сами устанавливаем рамки, как с нами можно себя вести.

Читайте также  Учимся говорить слово "Нет" и не чувствовать себя эгоистами

Предположим, вам сказали что-то неприятное. Например, сказали, что ваша рубашка безвкусная, а вам она очень нравится. Не нужно в этом случае переводить разговор в сферу — сам дурак, т. е. не нужно говорить, ты свою-то рубашку видел? В данном случае используйте я-утверждения. Скажите: «Я перемерил все рубашки в магазине и остановился на ней. Она мне очень нравится. И мне неприятно слышать подобные слова». Т. е. не используйте «Ты», говорите «Я», чтобы не переходить на личности и не задеть человека.

7. Резкое прекращение разговора

Эту методику следует применять в рабочих моментах. Например, к вам пришел клиент и начал хамить. Вы не можете опускаться до хамства, не можете оскорблять клиента, так как вас в компании не погладят по головке за конфликтное поведение. Вам нужно резко прекратить беседу. Вы можете, что сейчас, например, не располагаете временем, чтобы решить его вопрос. Тогда человек поймет, что с ним не хотят общаться по причине его некорректного поведения. Говорить нужно категорично, но вежливо. Человек почувствует, что его отшили, но поделать ничего не сможет, так как вы уже прекратили общение.

8. Ткнуть в чужой страх

Чаще всего люди критикуют и оскорбляют других за то, что их не устраивает самих в себе. Если, например, человек боится показаться глупым, он начинает прохаживаться по уму других людей. Если боится показаться некомпетентным, он начинает делать акцент на чужом незнании и чужих ошибках.

Это можно использовать и сказать агрессору: «Как правило, те, кто постоянно оскорбляют других, являются очень неуверенными и закомплексованными людьми. И я полагаю, что это именно твой случай». Провокатор не захочет продолжения развития данной темы, потому что испугается, что вы поняли его истинный страх. Он побоится, что вы расскажете о его страхе другим людям.

9. Отпор хорошим отношением

Применима данная техника только к тем оппонентам, которые вызывают у вас хоть какое-то уважение. Если это быдло, то нет смысла метать бисер перед свиньями. С ними данная техника не сработает.

Предположим, человек, которого вы уважаете, вдруг начинает вести себя высокомерно и в чем-то нелестно высказывается о вас. Вы можете сказать: «Я к тебе очень хорошо отношусь. Ты — прекрасный человек. Но почему ты так себя ведешь? Это не похоже на тебя. Ты намного лучше, чем ведешь себя сейчас». Человек смутится, он не захочет, чтобы о нем начали думать хуже и резко сбавит пыл. Он начнет разговаривать уже совсем другим тоном.

На этом все. Применяя данные фишки, вы станете настоящим мастером коммуникации.