Четверг, 25 апреляUspeaker - обучение эффективному общению

7 золотых правил, как критиковать людей и не выглядеть тираном

Критика — неотъемлемая часть жизни, чтобы расти и совершенствоваться. Наша цель, когда мы критикуем человека, сделать так, чтобы какое-то его поведение изменилось. Но если мы делаем это не корректно, то это может привести к конфликту. Вот 7 золотых правил, как правильно критиковать людей, не оскорбляя и не принижая чье-то достоинство.

на девушку показывают пальцами

1. Добавляйте конкретику

Вы никому не сделаете одолжения, обходя проблемную тему. Вы не должны говорить очень расплывчато и обобщенно, только намекая на то, что вам не нравится. Это только запутает или обидит человека. Вместо этого не бойтесь говорить то, что вы на самом деле имеете в виду.

Например, если ваш коллега выбрал неподходящую одежду для мероприятия, которое вы хотите посетить, не пытайтесь косвенно намекнуть: «Большинству людей там нравится выглядеть по-деловому». Он может не понять ваших намеков, а потом будет злиться, что вы его не предупредили. Просто подойдите и скажите прямо, что на данном мероприятии принят определенный дресс-код. У вашего коллеги будет возможность переодеться. И в результате он не будет чувствовать себя на этом мероприятии неловко.

2. Не оценивайте личные качества

Вы не должны давать интерпретацию его поведения. Тем более это не должно звучать в виде негативной оценки. Критикуя человека подобным образом, вы только ухудшите положение. Нельзя говорить, ты ленивый, безответственный, ненадежный. Человек почувствует, что оскорбляют именно его, а не его работу. Он будет думать, что он плохой. Прямая критика не мотивирует и не вдохновляет людей на позитивные изменения.

Читайте также  Пошаговый план, как справиться с телефонофобией

Вместо этого вы должны говорить о конкретных фактах в его поведении, которые вызвали негативный эффект и в дальнейшем выливаются в негативные последствия.

Предположим, вы заметили, что ваш коллега не выглядит дружелюбным при разговоре с клиентами. Не говорите ему, что он выглядит злым, не общительным, что такое поведение не допустимо. Скажите ему, что когда он говорит подобными фразами, он выглядит недружелюбным. Или, например, когда он выбирает закрытые позы, это не располагает к общению. Тем самым вы переносите критику на его действия, а не на него самого, что делает ситуацию более позитивной. Такая критика может принести  положительный результат.

3. Следите за своими словами и жестикуляцией

Вы не должны вербально или невербально передавать агрессию, когда критикуете человека. Потому что цель вашей критики — это не разрядить свои негативные эмоции на него, а именно сделать так, чтобы его поведение изменилось.

А если вы будете на него свою агрессию направлять, орать и говорить, что он идиот и делает все неправильно, то он только обидится, замкнется и даже специально из чувства мести будет делать вам назло.

4. Предложите альтернативу

Если вам нужно раскритиковать чье-то поведение, то сразу продумайте, что вы можете предложить взамен. Для того чтобы поведение человека изменилось в нужную вам сторону, необходимо предложить альтернативу. Если вы просто раскритикуете человека в пух и в прах, то разговор закончится ссорой и взаимной обидой. Проблема не разрешится.

Возьмите за правило: если критикуешь, то предлагай! Предложите альтернативу, т. е. более рациональное поведение, которое вы хотите, чтобы человек приобрел в замен того, которое вы критикуете.

5. Найдите повод, чтобы похвалить

Иногда вы услышите совет подавать критику в «сэндвиче с комплиментами», говоря что-то приятное, давая критику, а затем завершая чем-то еще приятным. В этом нет необходимости, но делая акцент на положительных моментах, тем самым вы смягчаете критику. Вы показываете, что не хотите его оскорбить, а, наоборот, желаете ему помочь. Вы называете все плюсы, его поведения. Т. е. все то, что было в этом хорошего, а потом называете все недостатки, минусы и негативные последствия от этого поведения.

Читайте также  Почему мы боимся обращаться к кому-то с просьбой и как попросить так, чтобы не отказали

Например, если ваш новый коллега постоянно опаздывает, не приходит вовремя на работу, то можете похвалить его за то, что он остался после окончания рабочего дня, чтобы доделать незаконченный проект до конца. И вы будете ему благодарны, если впредь он постарается не опаздывать, т. к. важно, чтобы поставленная задача была сделана, например, к обеду.

6. Говорите сразу, не накапливайте в душе «мешок критики»

Ваша критика его поведения будет тем эффективней, чем быстрее она произойдет от момента, когда он сделал что-то не так. Если вы его критикуете через неделю, месяц или год, после того, как он сделал что-то, то, конечно, эффект будет совсем не тот. Лучше сразу сказать, что вас не устраивает.

Человек может даже не сразу понять, что он сделал не так. Он уже давно забыл о том случае. А вы как из пулемета: «Тра-та-та». Человек просто обалдеет от такого напора. Он подумает, что с вами что-то не так, что вы истеричная и конфликтная натура.

7. Ведите диалог

Наконец, ваша критика не должна быть похожа на односторонний удар. Должен состояться диалог. Но делайте это наедине. Никогда не следует позорить человека при третьих лицах. Прислушайтесь к тому, что ваш собеседник может сказать по этому поводу. Возможно, есть конкретная объективная причина, из-за которой он или она не оправдывает ваших ожиданий. Обсудите этот вопрос. Заставьте другого человека почувствовать, что вам важно его мнение, что вы к ниму прислушиваетесь. Так ему легче будет принять критику.