Четверг, 2 маяUspeaker - обучение эффективному общению

Как общаться с грубыми людьми, сохраняя свое достоинство

Иметь дело с хамами бывает непросто. Однако бывают случаи, когда у вас нет возможности избежать с ними общения. Скажем, если это сотрудник, менеджер, деловой партнер, клиент или даже обслуживающий персонал, вам нужно поговорить, чтобы получить то, что вы хотите. Кроме того, с грубостью можно столкнуться не только на работе, поэтому не будет лишним знать, как реагировать на хамство.

девушка не реагирует на крик

1) Сохраняйте спокойствие

Сложность в общении с хамами заключается в том, что иногда у вас может возникнуть желание ударить их, особенно, если они ведут себя очень неприятно и унизительно по отношению к вам.

Да, мы можем испытать кратковременное удовлетворение, набросившись на обидчика в праведном гневе, но в большинстве случаев это ни к чему хорошему не приведет:

  • Во-первых, когда вы теряете хладнокровие, вы теряете контроль над ситуацией. Это означает, что вы больше не мыслите рационально, а действуете под влиянием эмоций.
  • Во-вторых, поддавшись эмоциям и опустившись до уровня хама, вы можете сказать или сделать что-то, о чем позже пожалеете. На эмоциях гораздо легче перегнуть палку и сказать или сделать лишнее. И иногда можно сотворить такое, что в будущем будет трудно исправить.

Поэтому как бы вы ни злились, сначала возьмите себя в руки. Подумайте вот о чем:

  1. Если вы потеряете самообладание и сорветесь на этого человека — чего вы добьетесь? Обратите внимание, что на рабочем месте, теряя самообладание, вы перестаете выглядеть профессионалом и теряете уважение среди ваших коллег.
  2. Если вы «размажете» невежу, изменит ли это вашу жизнь в лучшую сторону? Скорее всего, нет. Так зачем это делать?
  3. Поможет ли гнев в этой ситуации? Нужен ли вам этот человек для достижения определенного результата? Если вы потеряете самообладание, вы можете больше не рассчитывать на этого человека.

Сделайте глубокий вдох и представьте, что гнев выпускается в виде пара из вашей головы. Звучит смешно, но это работает. Если вам что-то грубое написали в электронном письме, сначала воздержитесь от ответа и дайте ему какое-то время «посидеть» у вас в голове. Если речь идет о телефонном разговоре или личной встрече, отбросьте свой гнев и отвечайте как можно более рационально. Вы можете излить душу позже, когда будете с друзьями и семьей, но не впадайте в ярость перед этим человеком.

Заметьте, что существует разница между сознательной потерей гнева для достижения стратегической цели (которая используется в деловых переговорах и управлении персоналом) и потерей гнева из-за утраты контроля над ситуацией. Именно последнего мы и хотим избежать.

2) Не принимайте это близко к сердцу

Когда мы сталкиваемся с грубостью, то можем прийти к выводу, что сами в этом виноваты. Мы можем подумать, что с нами что-то не так, что, возможно, мы сами спровоцировали подобную реакцию.

Читайте также  От безмолвия к уверенности или как преодолеть страх и начать свободно высказывать свое мнение

Но когда мы перестаем заниматься самобичеванием, то в большинстве случаев можем осознать, что дело не в нас. Возможно, у этого человека был плохой день, он с кем-то поругался или у него есть проблемы с контролем гнева.

В любом случае, именно личные установки, убеждения, ценности, обусловленность и прошлый опыт этого человека заставили его так себя вести по отношению к вам. И если вы ничего не сделали, чтобы вызвать этот негатив, то его грубость на самом деле больше связана с его историей и личными проблемами, чем с вами. Так что не вините себя. С вами все в порядке, поэтому, пожалуйста, не корите себя.

3) По возможности уходите от конфликта

Старайтесь избегать конфликта, если есть такая возможность. Да, очень заманчиво поставить на место зарвавшегося типа, но в большинстве случаев кроме морального удовлетворения это ничего больше не даст. На самом деле, иногда это приносит больше вреда, чем если бы вы просто пропустили это мимо ушей.

Это не значит, что вы должны терпеть оскорбления или бесчеловечное поведение в свой адрес. Если кто-то пересекает черту и проходится по вам танком, стоит осадить хама и показать ему, что есть границы дозволенного.

4) Не ожидайте, что грубиян станет паинькой

Некоторые люди просто хамы по своей натуре. Может быть, они не понимают, насколько грубо и неприятно их поведение, им кажется, что они себя ведут прилично. А, может быть, они считают такое поведение признаком крутизны и поэтому пытаются ему соответствовать.

Так или иначе вы не можете изменить других. Если вы продолжите надеяться, что хам внезапно изменит свое мнение и поведение, вы будете разочарованы в половине случаев. Иногда мы можем повлиять своим поведением на подобных людей, но не стоит на это полагаться. Не во всех случаях это сработает.

Это не означает, что вы не должны пробовать разные способы улучшить свои отношения с заносчивым человеком. Вы не должны делать этого, ожидая, что его поведение по отношению к вам будет более корректным. Когда у вас нет подобных ожиданий, вам легче управлять ситуацией. Представьте себе, что этот невоспитанный человек никогда не изменится, а вы вынуждены с ним общаться постоянно. И если вы будете ждать, что он поменяется, вы каждый раз будете разочаровываться и испытывать дискомфорт.

5) Абстрагируйтесь

Человек действительно вам хамит? Или вы неправильно истолковываете его действия? Даже если человек действительно выходит за рамки, могут ли ситуация под воздействием ваших эмоций казаться хуже, чем она есть на самом деле?

Иногда люди грубы, потому что они такие сами по себе. Возможно, подобным образом они пытаются защитить себя. Или так воспитаны. А, возможно, таким способом они самовыражаются. И это касается только их, и никак не связано с вами.

Некоторые из них могут не осознавать, что ведут себя грубо и у них нет злого умысла вам навредить.

Мы склонны усугублять ситуацию, особенно когда это причиняет нам боль. Для того чтобы посмотреть на все происходящее более объективно, вы можете использовать следующие техники:

  1. Сублимация гнева. Для того чтобы посмотреть на ситуацию без лишних эмоций, вам нужно избавиться от гнева. Вы можете поговорить с другом или просто выписать все, что вы думаете об этой ситуации и об этом человеке. Это поможет устранить болезненные эмоции, которые затуманивают ваше мышление.
  2. Взгляд со стороны. Представьте, что вы зритель и смотрите на ситуацию со стороны. Что вы думаете и чувствуете при этом? Изменилось ли ваше мнение о грубияне, когда это не касается лично вас?
  3. Смена ракурса. Спросите себя: если бы кто-то другой был на вашем месте во время инцидента, этот человек обращался бы с ним таким же образом? Если это «да», то, вероятно, это просто такой человек.
  4. Объективная оценка. Понаблюдайте, как «грубый» человек относится к другим. Относится ли он к другим так же? Если это «да», то опять же, скорее всего, он такой сам по себе.
  5. Совет друга. Поговорите об этом с другом и выслушайте его мнение. Так вы посмотрите на ситуацию чужими глазами. И, возможно, увидите все в новом свете.
Читайте также  Пошаговая инструкция, как преодолеть страх спорить со своим молодым человеком

6) Игнорируйте

Вы не обязаны отвечать, когда вам хамят. Иногда молчание — самый подходящий ответ. Когда мы отвечаем на грубость грубостью, мы включаемся в игру, которую нам навязал хам. Вы можете его просто проигнорировать, тем самым показав, что его мнение для вас незначительно. Вы можете не замечать человека и отвечать лишь в том случае, когда он начнет себе вести более корректно. Провокатор может изменить свое поведение, чтобы заслужить ваше внимание. Конечно, это не всегда срабатывает и нужно действовать исходя из ситуации и конкретного человека.

7) Разберитесь, почему человек груб

Если человек грубит вам специально, то должны быть какие-то причины, побуждающие к такому поведению. Попытайтесь понять, почему он ведет себя по-хамски. Если вы поймете, почему, это поможет в ваших будущих взаимодействиях с этим человеком и такими людьми, как он.

Возможные причины:

  • Вам завидуют,
  • В вас видят конкурента,
  • Вы внушаете опасность,
  • От вас хотят избавиться, вы не интересны или не вызываете уважение,
  • Причины, не связанные с вами: агрессор устал, в плохом настроении и т. д.

Иногда, когда люди грубят, это происходит потому, что они считают человека «менее достойным» или «менее важным». Вот почему мы злимся на людей, которые грубо разговаривают с нами. Никто не любит, когда его считают неважным. Если вам все равно, как этот человек относится к вам, это нормально. Но что делать, если вы тесно сотрудничаете с этим человеком и хотите, чтобы это поведение прекратилось? В этом случае прочитайте следующий совет.

8) Попробуйте устранить причины, из-за которых с вами грубы

Поскольку причины, изложенные в совете № 7, являются триггерами для грубого поведения, их устранение может скорректировать поведение агрессора. Безусловно, могут быть факторы, на которые вы не можете повлиять. Например, ваша молодость, красота или социальное положение могут вызывать зависть. Но помимо этого, вы можете попытаться устранить причины негативного к вам отношения. Подробней об этом мы поговорим далее.

9) Спросите человека, чем вы можете помочь

Многие люди грубы, потому что у них внутри накопилось много страха и негатива. Иногда лучшее, что вы можете сделать, это просто спросить: «Могу ли я чем-нибудь помочь?» Или «Что я могу сделать, чтобы помочь вам?». Вы будете удивлены тем, как они быстро изменят к вам отношение.

Читайте также  Как оставаться хладнокровным во время неприятного разговора

10) Прокачайте свой авторитет

Грубое поведение иногда возникает из-за того, что человек не признает ваш авторитет. Если кто-то действительно высоко ценит вас, скорее всего, он не будет грубить. Например, на работе обычно разговаривают высокомерно с теми, кто не проявил себя хорошо как специалист. Повысьте свой авторитет. Это не означает, что вы должны это делать исключительно только для того, чтобы понравиться данному человеку. Прежде всего, это нужно делать для себя самого. Как это воплотить?

  • Будьте ценным активом. Увеличьте ценность, которую вы предлагаете. Добейтесь своего наилучшего результата таким образом, чтобы вы стали незаменимой единицей. Будьте последовательны в своей работе. Вносите свой вклад, где можете. Продолжайте находить способы каждый раз увеличивать свою ценность.
  • Поймите, что важно для человека. Ответьте на следующие вопросы. Что важно для человека? Что он ценит больше всего? Сосредоточьтесь на этом. Например, если человек ценит эффективность, то вы, повысив свою результативность будете более ценны для него.
  • Общайтесь с авторитетными людьми. В организации взаимодействие с людьми, занимающими более высокие должности, помогает увеличить рычаги влияния. Если кто-то усложняет вам жизнь там, где вы работаете, хорошо иметь в союзниках тех, которые могут вам помочь. Иногда ваша важность и значимость может строиться из того, с кем вы дружите. Это как в поговорке: скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

11) Сохраняйте свое достоинство

Как уже упоминалось, не принимайте близко к сердцу, что бы ни говорил вам хам. Вы не должны обесценивать себя. Придерживайтесь своих ценностей и своих убеждений. Охраняйте свои личные границы.

Если человек когда-либо перешел грань, не бойтесь противостоять ему. Вы заслуживаете лучшего, и не имеет значения, насколько важна работа или насколько ценен клиент или сделка.

12) Откажитесь от взаимодействия

Если вы перепробовали все советы от № 1 до № 11, и ни один из них не работает вообще (или малоэффективен), возможно, пришло время отказаться от взаимодействия с данным человеком. В контексте работы это означает увольнение, если ситуация невыносима.

Но перед тем, как уйти, следует разобраться с важным моментом, а именно есть ли у вас причина остаться. Не бросайте работу только потому, что столкнулись с грубыми людьми. Уходите, потому что нет причин оставаться. Вам нравится эта работа? Имеет ли работа смысл? Вы видите перспективы? Эта работа дает вам возможности, которые вы не можете получить в другом месте? Если это «да» на любой из этих вопросов, то лучше найти способы справиться с ситуацией, чем уйти.

Грубые люди есть везде. Если вы уйдете только из-за того, что кто-то с вами себя некорректно ведет, нет никакой гарантии, что вы не столкнетесь с этим в другом месте. Конфликты с людьми случаются постоянно. Гораздо важнее научиться справляться с ними, чем избегать их.