Пятница, 26 апреляUspeaker - обучение эффективному общению

Как достойно извиниться, когда вы не правы

«Извини, что накричал на тебя, но ты сам меня спровоцировал». Или: «Прости, но я не могу перестать чувствовать себя обиженным».

Кто-то вроде извинился, а вам все равно плохо. В результате возникает ощущение неудовлетворенности. Понимаете, о чем речь? Давайте разберем, как правильно сказать заветное «прости», которое действительно восстановит дружественную атмосферу и наладит контакт между вами?

как сказать прости

1. Настоящие извинения не содержат слова «НО» («Извините, но…»)

«Но» автоматически перечеркивает все, что вы говорили ранее. «Но» почти всегда предвещает последующую критику или оправдания.

Примеры:

  • «Извините, что проигнорировал ваши просьбы, но вы говорили на повышенных тонах».
  • «Извините, я не убирался, но у меня было много дел».

Совет: закончите предложение, прежде чем сказать «но», а лучше вообще избегайте его, если хотите возобновить отношения.

2. Настоящие извинения касаются ваших действий, а не реакции другой стороны

Представьте, что вы в гневе сказали другому человеку какие-то обидные слова. Что вы можете ему сказать, когда остынете?

«Мне жаль, что вы были оскорблены тем, что я сказал вчера». Это звучит так, как будто бы на самом деле вам не жаль. Кроме того, вы тем самым как бы перекладываете ответственность на другого человека

Читайте также  6 потенциальных тем для разговора с малознакомыми людьми

Лучше скажите: «Прошу прощения за то, что сказал вчера. Я не хотел этого. Я сказал это на эмоциях. На самом деле я думаю, что…«. Возьмите на себя ответственность за свое поведение и извинитесь за него.

3. Настоящие извинения дают возможность выразить эмоции человеку, перед которым вы чувствуете вину

Вы извинились, и что дальше? Человек, перед которым извиняются, вероятно, возьмет слово сейчас.

Вы услышите, например, «Мне было обидно / или / Я был зол, когда ты…«. Сосредоточьтесь на распознавании чувств другого человека, на том, что причинило ему боль.

Не отрицайте его эмоций, не переводите внимание на себя, говоря о своей боли, например, что вы «Мне было намного обиднее, потому что…«. Вы можете сказать о своих чувствах несколько позднее, не причиняя новых страданий другому человеку.

Также не поддавайтесь искушению оправдаться, а вместо этого скажите, например: «Я понимаю, что вы расстроились, когда я поступил так-то и так-то». В этом предложении нет оценки. Однако есть выражение сочувствия вашему собеседнику.

Сказав так, можно вызвать эффект «фух» — пострадавший, почувствовав, что вы услышали о его боли, обиде и не отрицаете ее, может, наконец, отпустить ее, выпустить воздух.

4. Настоящие извинения не направлены на то, чтобы выяснять, кто виноват

Начнем с того, что правых нет и, скорее всего, виноваты не только вы. Но вы можете извиниться за то, что сделали вы. Не нужно пытаться выяснять кто же на самом деле был провокатором и почему все вышло именно так. Извинитесь за себя, не обвиняя при этом собеседника.

Возможно, вслед за этим вы услышите желаемые извинения в ответ. Конечно, не нужно извиняться только ради того, чтобы услышать эти заветные извинения в ответ. Вы их можете так и не услышать и на фоне этого может возникнуть новая обида или даже ссора, если вы их ждете в обязательном порядке.

Читайте также  А вы знали, что спорить и выяснять отношения - это не всегда плохо?

5. Настоящие извинения идут рука об руку с коррекцией поведения

Пламенные извинения будут бесполезны, если вы затем сделаете то же самое, что и раньше, и не приложите никаких усилий для реальных изменений.

То, что произошло, уже произошло, теперь вы можете формировать будущее на основе извлеченных уроков. Подумайте, как еще вы могли бы действовать, чтобы быть довольным собой в следующий раз? Вы можете спросить, чего другой человек ожидает от вас, и поработать с этим.

6. Настоящие извинения не используются для того, чтобы быстро закончить разговор

«Я миллион раз извинялся за то, почему ты все еще придираешься?» — звучит так себе.

Извинение не должно использоваться как быстрый способ закончить трудный разговор, не развивая его. Одним словом: согрешил, прости, не будем больше об этом — это тупик. Если возник конфликт, единственный разумный вариант — проговорить его, а не избегать темы.

7. Настоящие извинения приносятся не для того, чтобы вас простили

Не все извинения принимаются. Нет никакой гарантии, что ваш жест будет оценен другой стороной. Возможно, будет даже наоборот. Вы не можете на это повлиять.

Впрочем, факт извинений важен не только для вашего собеседника, но и для вас независимо от того, принимает кто-то ваши извинения или нет. Все что вам нужно — это проанализировать ситуацию, сделать вывод, признать свою ошибку и идти дальше, не застревая в токсичной ситуации, даже если человек не может расстаться со своей обидой.